Вы не поверите в такой символизм, но — первый таран Великой Отечественной войны был совершен 22.06.41 г. в 4 ч. 25 мин. старшим лейтенантом Иваном Ивановичем Ивановым.
И это — чистая ПРАВДА, документально подтвержденная.
Старший лейтенант Иван Иванович Иванов и лётчики его звена в утреннем вылете 22 июня: лейтенант Тимофей Иванович Кондранин (погиб 05.07.1941) и лейтенант Иван Васильевич Юрьев (погиб 07.09.1942)
Сегодня интернет переполнен таким количеством мути об этом дне: о неготовности РККА к войне, о растерянности высшего руководства страны, о сливе Сталина на дачу, о предательстве и трусости отдельных командиров, об уничтожении огромного количества военной техники, о бегстве целых подразделений, что единственное, чего хочется — услышать о ПОДВИГЕ тех сотен тысяч солдат, кто первым принял на себя удар и геройски погиб в ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ.
Поэтому — читайте те, кто так же, как я устал от сетевой дискуссии об ошибках и упущениях…
Для начала только несколько выхваченных мгновений накануне этого дня —
1-е: Старлей Иванов вечером 21.06.41 встречает жены с сыном, приехавших к нему в часть на выходные в гости и снимает частный дом для них, хозяйка печет клубничный пирог, все безмятежно счастливы.
2-е: В ночь с 21-но на 22-е посыльный из части срочно будит Иванова, он спешно прощается с женой, выбирается через окно дома, чтобы не потревожить хозяев и на велосипеде несется в свою воинскую часть.
3-е: Ранним утром 22-го он поднимает свой самолет в воздух, выполняя задание командира части оценить обстановку, никакой информации из Москвы еще нет, но есть данные, что немцы совершили очередную провокацию, нарушив западную границу СССР.
Он, как и почти никто, еще не знает, что Великая Отечественная Война УЖЕ началась…
«Хейнкель» из 55-й эскадры в полёте над аэродромом Млынув, 22 июня 1941 года
Самый подробный документальный рассказ об этом дне в материале — Первый воздушный таран Великой Отечественной
Взлёт пары He 111 из эскадры KG 55 утром 22 июня 1941 года
Долгое время авторство первого воздушного тарана Великой Отечественной войны приписывалось разным лётчикам, но сейчас изученные документы Центрального архива минобороны РФ не оставляют сомнений, что первым в 04:55 утра 22 июня 1941 года был командир звена 46-го ИАП старший лейтенант И. И. Иванов, ценой жизни уничтоживший немецкий бомбардировщик. При каких обстоятельствах это произошло? Подробности тарана были рассмотрены писателем С. С. Смирновым ещё в 60-х годах прошлого века, а спустя 50 лет подробнейшую книгу о жизни и подвиге земляка-лётчика написал Георгий Ровенский, краевед из подмосковного Фрязино. Тем не менее, чтобы объективно осветить эпизод, обоим не хватало информации из немецких источников (хотя Ровенский и пытался использовать данные о потерях люфтваффе и книгу по истории эскадры KG 55), а также понимания общей картины воздушного сражения первого дня войны на Ровненщине, в районе Дубно – Млынув. Взяв за основу исследования Смирнова и Ровенского, архивные документы и воспоминания участников событий, постараемся раскрыть как обстоятельства тарана, так и события, происходившие вокруг….
А это слегка беллетрезированная версия — Когда в 60-е гг. в Комсомолке появились публикации о летчиках, совершивших первые тараны до Гастелло и Талалихина, письма однополчан героев пошли в редакцию валом…
Аэрофотоснимок аэродрома Млынув, сделанный 22 июня 1941 года с борта бомбардировщика He 111 из эскадры KG 55
..Очевидцы таранных схваток первого утра войны и однополчане героев-таранщиков напомнили забытые имена Ивана Иванова, Дмитрия Кокорева, Леонида Бутелина, Василия Лободы. Причем первыми назывались двое — Дмитрий Кокорев и Иван Иванов.
Два фронтовых летчика — подполковник в отставке Н. С. Андрюковский из Ярославля и полковник запаса С. В. Молодов из Киева сообщили, что в первый час войны в районе города Дубно над аэродромом Млынов на Западной Украине совершил воздушный таран летчик 46-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Иван Иванович Иванов. Гвардии майор В. Нарваткин, авиатор послевоенного поколения, прислал выписку из истории полка:
«22 июня 1941 года тысячи бомбардировщиков с черной свастикой на крыльях сбросили бомбы на мирные города нашей Родины. Советские летчики впервые встретились с немецкими бомбовозами. Завязался бой. У Иванова скоро кончились боеприпасы, а противник все еще продолжал идти к цели. Иванов принял твердое решение не пропустить врага. Пристроившись в хвост одному из бомбардировщиков, И-16 пошел на сближение. Расстояние между советским ястребком и немецким Хе-111 сокращалось с каждой секундой. Какое-то мгновение — и раздался треск. Винтом своего самолета Иванов обрубил хвост фашистскому стервятнику. Потеряв управление, вражеский бомбардировщик перешел в беспорядочное падение.
Но погиб и Иванов — низкая высота, на которой он совершил таран, не позволила ему выброситься с парашютом».
Эта последняя фраза о «низкой высоте» из написанной через много лет истории полка стала кочевать из публикации в публикацию, хотя в полковых донесениях означена вполне достаточная для прыжка высота — 2000 метров.
Но старший лейтенант вряд ли собирался прыгать — его машину целехонькой нашли на крестьянском поле прибывшие минут через двадцать к месту посадки батальонный комиссар С. Бушуев и старшина И. Симоненко. Старшина через много лет после войны на открытии памятника И. Иванову в городе Дубно рассказал сыну героя: «Винт «ишачка» Иванова был погнут, что позволило засвидетельствовать факт тарана. Горючее в бензобаке — почти на нуле, потому самолет и не мог взорваться. Но нашли мы машину на холмистой взгористой местности, уткнувшейся носом в кустарник. Видимо, при посадке она претерпела сильный удар на неровностях поля. Иван Иванович был без сознания, а часы на руке остановились на времени 4 часа 25 минут. Это замершее мгновение мы и посчитали временем тарана».
Насчет времени тарана поправку внес бывший научный сотрудник архива Министерства обороны СССР Георгий Сергеевич Петров, приславший в ответ на запрос районного музея города Щелково восстановленную им по донесениям полка картину того исторического боя:
«Звено И-16: командир ст. лейтенант Иванов, летчики Сегодин и Диев поднялись в воздух по боевой тревоге в 4.10.
— «Сокол»! «Сокол»! Я «Ястреб»! Пять «юнкерсов» внизу справа! — сообщил Сегодин командиру.
— «Ястреб», я «Сокол». Приготовиться к бою! — ответил Иванов. — Я атакую головную машину. Прикройте.
Но ведущий группы бомбардировщиков, облитый огнем Иванова, не захотел принять бой, уклонился влево. «Юнкерсы», сбросив бомбы, легли на обратный курс.
Но тут же появились еще три «юнкерса». Звено по команде командира атаковало врага по всем правилам воздушного боя, и опять «юнкерсы», встретив стену огня, не пожелали ввязываться в перестрелку с «ястребками», ушли на запад.
Звено было уже более 30 минут в воздухе, бензин у всех на исходе, и старший лейтенант Иванов дал команду на посадку. Сам, еще раз совершив круг над аэродромом и проведя, как принято у истребителей, осмотр неба, заметил тройку «Хейнкелей-111». Чуть ниже его «ишачка», на высоте 2000 метров.
Перейдя в пикирование, атаковал их сзади со стороны солнца. Один против трех! Но главное задержать бомбежку, а там наверняка подскочат товарищи.
Иванов нажал на гашетки пулеметов, но знакомого звука выстрелов не услышал. Боезапас иссяк.
Тогда Иванов пошел на головную машину в лобовую атаку.
Но гитлеровец переворотом через левое крыло с последующим пикированием попытался выйти из-под прямого удара, но не успел выполнить фигуру до конца. Иванов, прибавив газу, пристроился к хвосту «хейнкеля» и стремительно пошел на сближение, пока винт его И-16 не срубил хвостовое оперение врага и тот ни рухнул вниз. А наш «ястребок» пошел на посадку».
Однополчане, возвращавшиеся в эти минуты с футбольного матча из Львова, и среди них авиатехник звена Ивана Иванова Евгений Петрович Соловьев, подтвердили верность этой реставрации событий:
«Наша машина неслась из Львова по шоссе. Заметив перестрелку бомбёров с нашими «ястребками», мы поняли, что это война. Момент, когда наш «ишачок» врезал «хейнкелю» по хвосту и тот камнем повалился вниз, видели все. И что наш пошел на посадку — тоже.
А прибыв в полк, мы узнали, что в сторону затихшего боя выехали Бушуев и Симоненко, не дождавшись врача».
Симоненко рассказывал, что, когда они с комиссаром выносили Ивана Ивановича из кабины, он был в крови, без сознания. Поскольку врача с ними не было, помчались в госпиталь в Дубно. Но там застали весь медперсонал в панике — им было предписано срочно эвакуироваться. Ивана Ивановича все же приняли, санитары унесли его на носилках.
Бушуев и Симоненко ждали, помогая грузить оборудование и больных в машины. Потом вышел врач и сказал: «Летчик умер».
«Мы похоронили его на кладбище, — вспоминал Симоненко, — поставили столбик с табличкой. Думалось, что отгоним немцев быстро, — установим памятник».
Памятник, и даже не один, установили, но через многие годы: на Украине при въезде в Дубно и на родине, в бывшей деревне Чижово, ставшей ныне одним из районов города Фрязино.
В 1960–1970-е годы имя Героя Советского Союза Ивана Иванова носили улицы на Украине в Ровенской области и в Подмосковье, школы на малой родине и в городе Дубно. В музеях Москвы, Щелково и Дубно посвящались ему экспозиции.
На торжественные церемонии приглашались родные Героя и однополчане. Центральные газеты печатали о нем очерки, приуроченные к 22 июня, цитируя слова командира 46-го истребительного авиаполка, генерала Ивана Подгорного: «Таран — это не просто акт самопожертвования. Прежде всего — это особый прием боя. 85 советских летчиков были удостоены за таранные удары звания Героя Советского Союза. И мы гордимся, что среди них — Иван Иванович Иванов, первым среди летчиков полка принявший бой с захватчиками, сорвавший им бомбежку нашего аэродрома».
…Но меняются времена, меняются и нравы. Улица героя воздушного тарана Ивана Иванова в Дубно, как стало известно его сыну, теперь носит имя пособника гитлеровцев Степана Бандеры…
Памятник герою во Фрязине под предлогом строительства теплотрассы начали было сносить, да возмутились памятливые земляки, поднялись, остановили варваров, подправили разрушения.
Музей героя во фрязинской школе, который создан поколениями учеников и учителей и который его директор Т. М. Ануфриева мечтает сделать музеем всех героев таранного удара — так много в нем собрано материалов, находится под угрозой: школьное здание мешает каким-то планам перестройки этого места.
И — да, по воспоминаниям близких и коллег, Иван Иванов был обаятельный кудрявый блондин с ямочкой на подбородке, невысокого роста, но очень сильный физически, с застенчивой улыбкой, простой в общении, добродушный и любимый всеми окружающими…
Героя Советского Союза ему все-таки дали, хоть и позже, чем всем остальным «таранщикам».
Иван Иванович Иванов (1909, дер. Чижово — 1941, Дубно ) — советский военный лётчик , участник Польского похода РККА , советско-финской и Великой Отечественной войн . Старший лейтенант .
В Рабоче-крестьянской Красной Армии с 1 сентября 1931 года. Действительную военную службу начал в артиллерийской части в Московском военном округе . По личной просьбе был направлен в военно-воздушные силы РККА . Пройдя лётную подготовку, с 1934 года служил в бомбардировочной авиации . Принимал участие в боевых операциях Красной Армии на Украинском (1939) и Северо-Западном (1940) фронтах. После окончания Зимней войны переведён в истребительную авиацию . К июню 1941 года командовал звеном истребителей И-16 46-го истребительного авиационного полка 14-й смешанной авиационной дивизии Киевского особого военного округа . Беспартийный.
22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, в небе над Ровенской областью со своим звеном вступил в бой с группой немецких бомбардировщиков « Хейнкель-111 » из состава эскадры KG55 «Гриф». Расстреляв весь боезапас, тараном уничтожил один из вражеских самолётов. Это был один из первых воздушных таранов в истории Великой Отечественной войны. После столкновения в воздухе совершил вынужденную посадку у деревни Загорцы . От полученных травм и ранений скончался в госпитале города Дубно.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1941 года старшему лейтенанту Иванову Ивану Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Почётный гражданин города Фрязино.
Ссылка: https://yadi.sk/a/9JPlnNGJM7_62w