Великую Отечественную войну часто представляют как один сплошной подвиг на передовой. Но наряду с подвигом бойцов советской армии — равно как и наряду с подвигом тружеников тыла — был и подвиг людей, оказавшихся на оккупированных территориях. Они боролись с фашистскими захватчиками, уходя в партизанские отряды или действуя подпольно. Причем эта борьба происходила на фоне обыденной жизни, когда люди влюблялись, ссорились, устраивали маленькие праздники. Даже совершая подвиг, они оставались людьми со своими страхами, мечтами и слабостями.
Проходят годы, и мы забываем именно о человеческой составляющей войны. Герои бронзовеют, враги становятся все более жестокими и схематичными, а человеческая жизнь — все менее ценной. Именно в этом была главная трагедия войны — необходимость оставаться человеком в самых жутких и экстремальных условиях. Что удалось далеко не всем.
Что такое «Молодая гвардия»? Для современных молодых людей это прежде всего названия. Улицы, станции метро, издательства, магазины. Давно уже в школьной программе по литературе нет одноименного романа Александра Фадеева — время стоит другое. Что же такое «Молодая гвардия» на самом деле? Это молодые люди (а большей частью даже подростки) из города Краснодона, которые объединились в тайную организацию и боролись с фашистами. В советское время их подвиг был всячески прославлен — отсюда, кстати, и вышеупомянутые названия, сохранившиеся до наших дней. Как реакция на официозное прославление, существовало и мнение, что «Молодая гвардия» — всего лишь миф советской пропаганды.
Что же было на самом деле? Почему, говоря о героях, мы — уже совсем в другую эпоху, исходя из совсем другого мировоззрения — вспоминаем этих ребят?
Что же было на самом деле? Почему, говоря о героях, мы — уже совсем в другую эпоху, исходя из совсем другого мировоззрения — вспоминаем этих ребят?
В сентябре 1942 года в оккупированном фашистами городе Краснодоне (Луганская область на Украине) несколько молодежных подпольных организаций объединились в «Молодую гвардию». Тут сразу надо пояснить два слова — и Краснодон, и организация.
Почему Краснодон? Место действия совершенно не случайно. Это Донбасс, это угольные шахты, а уголь — стратегическое сырье для промышленности, в том числе и для военной. Неудивительно, что гитлеровские войска, захватив Донбасс, заставили местных жителей по-прежнему добывать уголь, но уже для нужд немецкой армии. Почему организация? Потому что это слово в данном случае звучит довольно странно. Произнося «организация», мы представляем серьезных взрослых людей, профессионально решающих те или иные вопросы. А тут — мальчики и девочки, младшему из которых было 14 лет, а старшим — чуть за 20. Организация, возникшая стихийно. Организация, где в большинстве случаев подростки действовали самостоятельно, хотя она и управлялась взрослыми подпольщиками.
Ребята с сентября по январь писали листовки, собирали оружие, устраивали диверсии на угольных шахтах, иногда нападали на немецких солдат. А с начала января 1943 года «Молодая гвардия» была раскрыта в результате предательства, почти месяц десятки юношей и девушек переносили нечеловеческие пытки и были живыми сброшены в одну из шахт.
История «Молодой гвардии» — это удивительное сочетание мученичества, взаимовыручки, находчивости, фантастической удачи и трагедии.Когда знакомишься с материалами, посвященными истории юных подпольщиков, постоянно ловишь себя на мысли, насколько же боровшиеся с фашистами подростки действовали наивно, неосторожно… прямо скажем, по-детски.
Судите сами. Организация насчитывала, по разным данным, от 85 до 100 человек. Это были старшеклассники и выпускники нескольких школ Краснодона, молодая учительница и военный. Ими руководили несколько коммунистов, оставшихся в краснодонском подполье, но большинство членов «Молодой гвардии» знали лишь своих сверстников и одноклассников, вместе с которыми они и боролись с фашистами.
Главной целью мальчишек и девчонок было собрать побольше оружия, чтобы поднять антигитлеровское восстание в городе перед приходом Советской армии.
В воспоминаниях выживших молодогвардейцев (12 юных борцов с фашистами смогли спастись от расправы, из них 8 пережили Великую Отечественную войну) можно найти почти фантастические истории о том, как подпольщики искали друг друга. Ученики разных школ или классов во время оккупации встречались, например, в городском парке и практически сразу предлагали вступить в организацию: «Утром неожиданно я встретилась с Ваней Земнуховым. Мы учились с ним в разных школах, но встречались по комсомольской работе. У него было твердое энергичное лицо и мечтательные глаза. Он считался лучшим оратором, и его сочинения славились по всему городу. Его любили товарищи, мы все считались с его мнением. Кроме того, он был другом Олега Кошевого. Ваня спросил, не спрятала ли я где-нибудь оружие? Я удивилась, но он снова повторил вопрос.
— Я думаю, что ты такая же, как и раньше,— серьезно сказал он и рассказал мне о том, что в городе организовалась подпольная комсомольская организация “Молодая гвардия”, которая всеми силами будет бороться с врагами, устраивать диверсии и мешать оккупантам наводить свои порядки». (Из воспоминаний молодогвардейца Нины Иванцовой).
По такой схеме в «Молодую гвардию» приходили и другие юноши и девушки. Просто удивительно, как могли ребята продержаться с сентября 1942 года до января 1943 года при почти полном отсутствии конспирации. Иногда кажется, что единственными людьми, от кого ребятам удавалось скрывать свою деятельность, были их собственные родители. И то делали школьники это как-то неуклюже и совсем по-детски.
Молодогвардеец Анатолий Орлов закрывается в своей комнате. Заходит сестра и видит, как ее брат что-то штампует. В ответ на вопрос Маруси мальчик отвечает: «Тебя это не касается», складывает бумаги в портфель и уходит. Вскоре сестра вместе с мамой находят портфель, открывают его и видят там временные комсомольские удостоверения и сводки Советского Информбюро (подпольщики тайно в подвалах и на чердаках слушали радио и затем печатали листовки, в которых рассказывали об успехах советских войск и положении дел на фронте).
Или вот такая история. На 7 ноября группа подпольщиков хочет повесить несколько красных флагов на зданиях Краснодона. Ночью мальчишки отправляются в опасное путешествие. Незаметно проникают в школу имени Ворошилова, вешают знамя, закладывают мины, чтобы фашисты не сразу могли сорвать полотнище, а затем «Степа Сафонов заявил, что мины готовы, и хотел было запеть свою любимую песенку солдата Швейка: “Сосиски с капустой я очень люблю”, но Леня шапкой закрыл ему рот. Я выглянул в слуховое окно и увидел человек шесть полицейских. Наряд прошел мимо, ничего не заметив». (Из воспоминаний Радия Юркина).
Петь песни во время боевой операции — есть в этом что-то совсем детское. Возможно, мальчик так попытался снять чудовищное напряжение, но это не было единичным случаем. Вот по Краснодону вечером идут несколько мальчишек и девчонок и поют песню про трех танкистов. Навстречу им направляются полицаи, который знают русский язык. В последний момент чудом удается избежать ареста и неприятностей.
Для того чтобы понять, насколько опасна эта ситуация, читатель может представить себе группу подростков, которые вечером в блокадном Ленинграде спели бы какой-нибудь бравурный марш на немецком языке.
Впрочем, в короткой истории «Молодой гвардии» были и настоящие боевые операции, и распространение пяти тысяч листовок, которые помогали краснодонцам не падать духом, и технический саботаж (они делали все, чтобы фашисты не получали достаточно энергии с местной электростанции, не смогли запустить производство ни в одной из шахт), и героическое поведение юношей и девушек после ареста, но на всех подвигах всегда лежала печать возраста людей, которые их совершали.
Молодогвардейцы вешали карикатуры на спины полицаям, в толчее рынка засовывали листовки в карманы немецким солдатам, а однажды в открытой церкви подменили тексты молитв на листовки.
Несколько человек заранее получили образец такой молитвы, затем напечатали листовки на бумаге такого же формата и перед службой пришли в храм. Полуслепой и полуглухой старик в церковной лавке, увидев несколько парней, кинулся охранять свечки. Подпольщики незаметно засунули в стопку молитв свои листовки и ушли. А прихожане потом благодарили дедушку и спрашивали: «Когда будут еще такие молитвы?».
Несложно предположить, что ситуация могла бы обернуться совершенно иначе. Кто-то мог донести на дедушку, и тот отправился бы в гости к гестапо. Заодно фашисты могли закрыть церковь и наказать священника.
Впрочем, немцы тоже ведут себя как-то странно. С одной стороны, еще в сентябре 1942 года они убивают за саботаж 30 шахтеров-героев, что и послужило поводом для создания «Молодой гвардии». С другой, до января 1943 года проявляют чудеса какой-то удивительной терпимости.
Почти все руководители подпольной организации устраиваются на работу в театр, организованный оккупантами. Там они проводят свои собрания, помогают друзьям избегать наказания, выдавая их за артистов, делают так, чтобы из репертуара исчезли все антисоветские постановки и номера. А фашисты ничего не замечают.
Вот в Краснодоне после начала комендантского часа на улице задержан подпольщик с патефоном в руках. Его приводят в полицию, хотят дать от 15 до 50 плетей, но один из руководителей «Молодой гвардии» просит полицая отпустить артиста, дав ему всего 5 плетей для острастки. Подросток с тем же патефоном идет через весь город на собрание молодогвардейцев, товарищи делают ему замечание за беспечность, в ответ он открывает коробку, и все видят, что в футляре от патефона лежат детали и почти собранная радиостанция.
Ни фашисты, ни полицаи, поймав нарушителя порядка, даже не заглянули в коробку, иначе героический подвиг подпольщиков мог закончиться гораздо раньше.
Да и сам конец «Молодой гвардии» выглядит очень странно. В конце декабря подростки проводят очень рискованную операцию и лишают немцев рождественских подарков, которые были в грузовиках. Первого января в домах двух человек проводят обыски. Фашисты находят часть новогодних подарков, которые мальчишки не успели спрятать. Начинаются допросы и аресты. Молодогвардейцы устраивают собрание и приказывают членам организации уходить из Краснодона. А затем начинаются необъяснимые вещи. До конца января 1943 года многие юноши, девушки, мужчины и женщины просто сидят в своих домах, ходят на работу к немцам. Их арестовывают одного за другим. Страшно пытают. Первых подпольщиков расстреливают 15 января, но в конце января фашисты ловят еще несколько мальчишек и девчонок, которые впятером хотели с оружием напасть на здание, где содержались их товарищи, и освободить их.
В конце концов 71 человек умирает после страшных мучений. Не будем пугать подробностями, отметим только, что самыми легкими травмами были следы побоев и переломы позвоночника, а Олег Кошевой, комсорг организации, за несколько дней поседел от нечеловеческих пыток. Смерть молодогвардейцев была поистине мученической. В застенках после пыток они поддерживали друг друга. А отправляясь на расстрел, пели «любимую песню Ильича» (Ленина. — А. З.) — «Замучен тяжелой неволей».
То, что еще месяц назад, в декабре 1942 года, могло казаться детской шалостью, теперь превратилось в страшную трагедию. Вчерашние советские школьники поступали как мученики, своей стойкостью свидетельствовавшие верность убеждениям.
В записной книжке Ульяны Громовой — одной из шести героев Советского Союза среди краснодонских подпольщиков, можно найти выписки из сочинений Ленина, Максима Горького, Льва Толстого, из советских учебников. Выписки яркие, хлесткие в духе «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Выписки блеклые и невзрачные типа «Не торопись при чтении книги. Внимательно читай текст, выписывай непонятные для тебя слова и выражения, справляйся об их значении в словаре или у преподавателя». Выписки банальные, девичьи: «Умри, но не давай поцелуя без любви», «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и мысли» (Чернышевский и Чехов). Но все вместе они создают портрет человека, который мог бы вырасти в очень яркую и сильную личность. Этого не произошло. Ульяна погибла в 19 лет, но она и некоторые ее сверстники как будто предчувствовали свое предназначение. В дневниках и воспоминаниях молодогвардейцев можно прочитать о том, что советские войска уходят из города, немцы в 20 или 10 километрах. Многие люди бегут из Краснодона, а они сидят и ждут. В последний момент кто-то срывается и вместе с родителями, братьями и сестрами пытается бежать, но мышеловка захлопнулась, и они возвращаются домой.
Похожие драмы разыгрываются и в январе 1943 года. Некоторые подпольщики пытаются скрыться, но их ловят, или они падают от усталости и обморожения и возвращаются домой. Когда их приходят арестовывать, они спокойны. Лишь иногда в поведении проскальзывает подростковая бравада, и еще одна из девушек будет кричать в лицо палачам, что она партизанка и подпольщица, стараясь вывести мучителей из себя.
Ситуация становится еще более трагичной, если знать, что Советская армия освободит Краснодон 14 февраля, всего через несколько дней после гибели последних участников организации.
Уже в сентябре 1943 года пятеро участников «Молодой гвардии» посмертно становятся Героями Советского Союза, а сама история подпольщиков в Краснодоне становится излюбленным сюжетом для советской пропаганды.
Александр Фадеев посвятит подвигу молодогвардейцев роман «Молодая гвардия». Он будет несколько раз переписывать текст, чтобы усилить роль Коммунистической партии в деятельности подпольщиков, но это будет почти безнадежным заданием.
Даже в документах, опубликованных при советской власти, видно, что подростки часто действовали на свой страх и риск, а коммунисты и старшие товарищи могли лишь иногда предотвращать самые рискованные и неподготовленные операции и придать во многом стихийному подвигу детей хоть какую-то видимость организации.
Текст клятвы членов «Молодой гвардии» напоминает страшные истории, которые мальчики и девочки любят рассказывать друг другу: «Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого пусть покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь! Смерть за смерть!»
Так и представляешь себе мальчишек и девчонок, которые создают таинственную секретную организацию. Однако в 1941–1945 годах дети во многих странах мира, и прежде всего в СССР, не могли себе позволить играть в героев. Жизнь заставляла их быть героями или предателями.
Героизм — это запредельное усилие по изменению себя, по преодолению своих вполне простительных страхов, слабостей. И тут крайне важен мотив: ради чего всё? Чтобы продемонстрировать окружающим собственную «крутость»? Чтобы повысить свою самооценку? Или все-таки ради некой высшей ценности, безусловно позитивной? С подростками-молодогвардейцами именно так и было. Да, они наивные дети, да, они делали глупости… но при этом их подвиг — это настоящий подвиг. Совесть не позволяла им поступить иначе. Они действительно решились отдать жизни за свою Родину — и действительно их отдали.