Последние сражения Великой Отечественной войны по своей интенсивности мало отличались от всех предыдущих. Оставшийся защищать бывший немецкий парламент батальон курсантов военно-морского училища из Ростока и части двух гренадерских дивизий дрались из последних сил. Перед наступающими войсками 79-го стрелкового корпуса генерал-майора Семена Переверткина встала серьезная водная преграда – река Шпрее. К вечеру 28 апреля мощным артиллерийским огнем были подавлены оборонительные немецкие укрепления на полуразрушенном мосту Мольтке. К утру следующего дня передовые стрелковые батальоны под командованием капитана Степана Неустроева и старшего лейтенанта Константина Самсонова переправились через реку. Основным объектом на этом этапе был так называемый «Дом Гиммлера» (Министерство внутренних дел). На захват добротно укрепленного здания потребовались сутки. Рано утром 30 апреля «Дом Гиммлера» был в руках советских войск. Оставалось последнее и самое трудное – овладеть зданием бывшего немецкого парламента и водрузить Знамя Победы.
Битва за Рейхстаг 30 апреля вошла в историю как одна из самых упорных последних схваток с гитлеровцами. События этого сражения многим запомнились по фильму «Последний штурм» киноэпопеи «Освобождение» со знаменитой песней Михаила Ножкина «Последний бой». Нашим солдатам именно оставалось сделать «ещё немного, ещё чуть-чуть». Но овладеть сходу в утренние часы Рейхстагом не получилось. Повторный штурм был предпринят после полудня. Характерно, что даже в ситуации, когда исход войны был полностью ясен, остатки немецких войск предпринимали яростные контратаки. Советским солдатам приходилось не только сражаться с противником, но и с беспощадным огнем и дымом. С нашей стороны были раненые, задохнувшиеся в этом аду в центре германской столицы.
Только когда первомайским вечером бойцам Степана Неустроева удалось загнать гитлеровцев в подвалы здания, поняв бессмысленность сопротивления, немецкий гарнизон согласился на переговоры. Правда, немцы были готовы сложить орудия, если только советские войска покинут огневые позиции. Советская сторона это предложение отвергла и потребовала безоговорочной капитуляции. Ранним утром 2 мая немецкий гарнизон защитников Рейхстага капитулировал. Историки утверждают, что при штурме Рейхстага в разных местах нашими солдатами было установлено около сорока советских штандартов. Солдаты Победы устанавливали на обгоревших колоннах, лестницах, балконах полуразрушенного здания красные флаги – от знамен частей до самодельных. Старинное здание Рейхстага состояло из множества башенок. Поэтому можно понять эмоциональный порыв советских воинов, дошедших до логова фашистского зверя и стремившихся скорее поднять родное красное полотнище над поверженной немецкой столицей. Один из участников сражения за Рейхстаг Абдулхаким Исмаилов утверждал, что еще 28 апреля, то есть в первый день боя, он с товарищами поднял красный флаг на одной из башенок здания. Через пару дней Абдулхаким Исмаилов станет участником знаменитого фотоснимка Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом», о котором пойдет речь ниже.
Однако ответ на главный вопрос – кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине, все знали точно. Имена русского красноармейца Михаила Егорова и лейтенанта, уроженца грузинской Сванетии, Милитона Кантария были известны миллионам советских людей – от участников битвы за Берлин, ветеранов Великой Отечественной войны до обычных мальчишек и девчонок.
При более глубоком изучении последних военных событий в полыхающей столице фашистской Германии можно выяснить, что групп, с целью поднять Знамя Победы над Рейхстагом, было не одна и не две, а сразу несколько. Впервые идея поднять красное знамя над немецкой столицей была озвучена Иосифом Сталиным в октябре 1944 года. Стремление быстрее достигнуть желаемого результата привело к тому, что в Москву стали поступать противоречивые сведения о том, кто водрузил Знамя Победы. Донесения шли вразнобой от отдельных частей, пытавшихся таким образом вписать свою лепту в историю Победы. Сейчас, в наш информационный век, можно проконтролировать любое важное событие. Семьдесят пять лет назад даже такие особые вехи в истории были обречены обрастать новостями, далекими от истины. В действительности же, только третий решающий штурм Рейхстага дал возможность установить знамя Победы на крыше здания. Четвертая по счету попытка оказалась успешной. Произошло это в ночь с 30 апреля на 1 мая. Первоначально группа в составе замполита Алексея Береста, Милитона Кантария и Михаила Егорова установила красное полотнище на восточной крыше Рейхстага. Это было штурмовое знамя 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии. Через сутки Кантария и Егоров перенесли красный флаг на купол. Существует версия, что интернациональный состав группы водружения Знамени Победы из украинца, грузина и русского был далеко не случайным и имел политический подтекст.
Знамя Победы над Рейхстагом, на самом деле, продержалось недолго. Бывшее здание немецкого парламента находилось в английской зоне оккупации. Поэтому вскоре после окончания Великой Отечественной войны красное полотнище советских войск было снято и отправлено в Москву. Стоит заметить, что этому штандарту так и не довелось принять участие в июньском Параде Победы на Красной Площади. Причина – тяжелое самочувствие предполагаемого знаменосца капитана Степана Неустроева. После окончания войны Степана Андреевича по решению военной комиссии отправили в запас. К его подчиненным Алексею Бересту, Милитону Кантария и Михаилу Егорову, тем, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом в первомайскую ночь, просто не успели подобрать знаменосца. Некому было достойно и величественно пронести его по брусчатке Красной площади. Тем же летом 1945 года военная реликвия была отдана, по решению Главного политического управления РККА, в Центральный музей Вооруженных сил Советского Союза. Научные сотрудники этого музея тщательно изучают историю и других знамён, дошедших до Берлина и установленных на Рейхстаге победной весной 1945 года.
История знаменитого фотоснимка.
Одними из основных хроникеров того времени были военные фотографы. Благодаря этим людям до нас дошли бесценные кадры той эпохи. Мастера фотографии, наряду с советскими войсками, были в поверженном Берлине и старались запечатлеть ценные моменты истории для потомков. Фотографии в те годы, впрочем, как и сейчас, служили отражениями современной им эпохи. Снимки военных фотокорреспондентов активно использовались фотохроникой ТАСС, распространявшей их по всему миру. Уроженец Донбасса Евгений Халдей прибыл в Берлин с тремя заранее заготовленными красными полотнищами. Изготовлены они были из скатертей, которые Халдей «позаимствовал» в московской столовой. Одно из трех привезенных в германскую столицу знамен и было установлено на крыше Рейхстага. «Знамя Победы над Рейхстагом» или, по-другому, «Красное знамя над Рейхстагом» – таково название серии фотографий, сделанных Халдеем в Берлине. Эти снимки разошлись по всему миру и стали одной из ярких иллюстраций победы Советского Союза над фашистской Германией.
Однако сами знаменитые снимки Евгений Халдей делал уже 2-го мая, после окончания сражения за Рейхстаг. Подходя к разрушенному, но уже очищенному от остатков немецких войск зданию, он обнаружил множество красных знамен. Они были повсюду, на различных выступах. Тогда-то и произошла встреча военного фотокорреспондента с бойцами разведроты 82-й стрелковой дивизии Алексеем Ковалевым, Абдулхакимом Исмаиловым и Леонидом Горычевым, теми самими бойцами, которые еще 28 апреля предприняли попытку установить флаг в одной из частей Рейхстага. Бойцы помогли забраться Евгению Халдею по основательно разрушенной лестнице на крышу и установить флаг специально для фотосъемки. Таким образом, на всемирно известных фотографиях изображены не те, кто водрузил Знамя Победы, а совершенно другие бойцы. Однако этот факт нисколько не умаляет заслуг ни одной из боевых групп, причастных к взятию немецкой цитадели. Все они, и группа Алексея Береста, и группа Алексея Ковалева, и многие другие участники штурма Рейхстага – солдаты Победы.
Снимок Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом» стал своего рода символом победоносного завершения Великой Отечественной войны. Этот символ с удовольствием использовали многие страны различных континентов и политической ориентации на своих почтовых эмиссиях. Таким образом, еще раз подчеркивалось общественное мнение в отношении того, чья страна и народ внесли решающий вклад в победу над фашизмом.